Питер дореволюционные интерьеры


Допетровские стили интерьера Петербург не застал в силу очевидных причин, и внутренняя отделка помещений в нем началась так же, как и внешняя – по европейским, в основном, голландским канонам бытовавшей на тот момент моды. В других городах России в это время развивалось так называемое нарышкинское барокко – стиль, соединивший западноевропейские формы с элементами древнерусского зодчества, и, если в Петербурге все появлялось с нуля, то на примере, скажем, Москвы, можно было отследить изменения, составлявшие суть европейского стиля. При новом стиле решительным образом изменились пропорции внутренних помещений: исчезли высокие своды, комнаты стали просторнее, появилась непопулярная для русского искусства симметрия. На европейский манер решалась отделка стен: их начали затягивать тканями и покрывать большим количеством картин. Традиционные русские изразцовые печи сменились каминами.

Изменение стилей в интерьере зачастую во многом обуславливается изменением стиля жизни, в меру широким понятием, подключающим и исторический, и геополитический, и бытовой факторы. Например, петровская мода на ассамблеи вызвала моду (читай – необходимость) на просторные гостиные и столовые. Или производственный фактор: дворцы начали украшать гобеленами, потому что развитие мануфактур дало возможность их производить и заполнить ими стены всех желающих дворцевладельцев.

Барокко, пришедшее в XVIII веке, в масштабе интерьера также привнесло существенные и обусловленные материальными причинами изменения: так, например, на смену тяжелым стульям с высокими спинками пришли барочные предметы мебели – мягкие и изящные кресла, пуфы, канапе с низкими подлокотниками, более приспособленные для одежды той эпохи. Кстати, интерес в рамках барокко к необычным природным материалам сохранился запечатленным в интерьере и сегодня открыт для обозрения: это Янтарная комната в Екатерининском дворце.

Через XVIII век в принципе прошло множество интерьерных увлечений: на пике интереса к искусству Востока закупались ткани с китайскими мотивами и расставлялись по полкам фарфоровые вазы, в период увлечения античной архитектурой в залах устанавливались соответствующие статуи. Даже военные кампании оказали свое влияние на моду: так, после русско-турецкой войны начался всплеск интереса к турецкому стилю.

До второй половины XVIII века мебель для удовлетворения всех запросов существовавшей моды закупалась за рубежом. Естественно, ей не получалось насытить все интерьеры, и регулярно ее нехватка оказывалась весьма острой: в записках Екатерины II указано, что мебель перевозилась вместе с ней из Зимнего дворца в Летний, затем в Петергоф, а если она ехала в Москву – то и туда; мебель, естественно, быстро ломалась и портилась, чем Екатерину (тогда еще не императрицу) весьма расстраивала. Но скоро произошел решающий перелом: в период правления Павла I был установлен запрет на ввоз французской мебели, что породило развитие центров производства мебели в России. Проходившая в то же время морская блокада Англии Наполеоном препятствовала поставкам в Россию ценного и модного тогда красного дерева, и ввиду необходимости найти ему замену началось использование карельской березы – к середине XIX века она станет основным материалом для производства дорогой красивой мебели.

В начале XIX века Петербург охватило увлечение идеями классицизма – по всей стране ампир («поздний классицизм») распространился после войны 1812 года. В интерьерах домов появлялась мебель, украшенная мифологическими персонажами – грифонами и сфинксами, в интерьере широкое распространение нашли изображения военных трофеев.

Большие изменения привнесла во внутренне убранство петербургских квартир эпоха романтизма: к середине века симметрия расстановки мебели окончательно разрушилась в пользу группировки стульев уютными кружками. Во внутреннее убранство пришли простота и уют: вышитые ширмы и диванные подушки, живые цветы в горшках, пуфики и столики для рукоделия стали обязательными элементами убранства в николаевскую эпоху.

Эпоха правления Николая I привнесла в дома эклектику: направления в оформлении интерьера начали смешиваться – древнерусский стиль соседствовал с готикой и ренессансом.

Двадцатый век открылся широким распространением модерна, и здесь уже мода использовала все достижения прогресса, какие знала: в Петербурге проводились выставки современной мебели, в иллюстрированных журналах публиковались советы по изготовлению мебели дома. Однако этот стиль продержался недолго, только до Первой мировой войны, а с установлением нового строя процесс развития интерьерного искусства и вовсе прервался. На традиционный интерьер начались фактически гонения, и сохранился он только за рубежом в непростой, но интересной форме: семьи, бежавшие из России, воссоздавали привычный интерьер, не обладая оригинальными предметами мебели и приобретая их реплики в эмиграции.

 

 

Статья написана на основе книги «Русский интерьер» Александра Васильева.


Источник: http://www.kvartira78.ru/blog/interery-peterburgskih-kvartir/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Другая Россия. Интерьеры дореволюционных квартир Петербурга Интерьер по звездам


Питер дореволюционные интерьеры Питер дореволюционные интерьеры Питер дореволюционные интерьеры Питер дореволюционные интерьеры Питер дореволюционные интерьеры Питер дореволюционные интерьеры Питер дореволюционные интерьеры Питер дореволюционные интерьеры Питер дореволюционные интерьеры